Усадьба Голицыных-Прозоровских (с.Зубрилово Тамалинского района)
На юго-западе Пензенской области находится село Зубрилово, первоначально называвшееся Зубриловкой. Село было основано в первой половине 18 века и располагалось в Балашовском уезде Саратовской губернии. Усадьба возникла в 80-е годы 18 века после того, как князь Сергей Федорович Голицын (1746-1810)- генерал-майор, флигель-адъютант Екатерины Второй, избрал эти земли под строительство своего имения. За безупречную службу, подвиги в военных походах в русско-турецкой войне и подавление Пугачевского восстания князю Голицыну, числившемуся в фаворитах императрицы, были дарованы земли на выбор. Земли в глухом углу Саратовского наместничества показались ему идеальным вариантом. Как позже писал мемуарист Ф.Ф. Вигель, все здесь напоминало Эдем...
Главная подъездная аллея была ориентирована так, что еще задолго до въезда в усадьбу восхищаешься ее великолепным видом. С аллеи прежде всего попадаешь на большую поляну с раскидистым дубом в центре. А вокруг в радиусе 350 метров посажены деревья: дубы, клены и ясени. Среди густых массивов вековых дубов поднимаются купола усадебного дома-дворца с устремившимся в небо флагштоком, церкви и силуэт колокольни.
Усадьба устраивалась в преддверии женитьбы С.Ф. Голицына, невеста которого была Варвара Васильевна Энгельгардт (1757-1815), племянница всесильного фаворита Екатерины Второй Г.А. Потемкина-Таврического, под началом которого Голицын в то время служил. К слову сказать, брак Голицына и Энгельгардт возвысил статус последней : Варвара Васильевна приобрела княжеский статус.
Подлинными и хорошо сохранившимися постройками Зубриловки являются усадебная церковь Спасо-Преображения и колокольня, сооруженные в 90-х годах 18 века. Архитектура колокольни и церкви свидетельствует об утверждении нового направления в русском классицизме - "палладианства". Церковь стоит неподалеку от северного флигеля, на самом краю усадебного парка при въезде на господский двор. От самого подножия церкви главная подъездная дорога круто спускается вниз по дну оврага в направлении плотины через господские пруды.
Композиция четырехпрестольной усадебной церкви слагается их двух частей: объемов храма и трапезной. Храм имеет вид стройной и высокой ротонды, увенчанной полусферическим куполом с бельведером в виде прозрачной беседки на восьми круглых колоннах. Расположенный на склоне, пониженном в восточном направлении, храм имеет высокий подиум. С западной стороны к храму примыкает прямоугольная трапезная, вход в которую решен в виде глубокого шестиколонного портика, увенчанного фронтоном. Внутреннее пространство трапезной, сливающейся с западной частью ротонды храма, разделено на три нефа. В боковых нефах помещались придельные храмы, освещенные во имя небесных покровителей основателей Зубриловки Сергея Радонежского и Великомученицы Варвары. Согласно преданию, местная икона Варварьинского придела имела портретное сходство с Варварой Николаевной Голицыной. В храме до сих пор сохранились фрагменты фресок, авторами которых были специально выписанные мастера Санкт-Петербургской академии художеств. Придел Спасо-Преображенской церкви, освященный во имя Воскрешения Лазаря, располагался под главным престолом. Здесь же, в подклете храма, в сводчатом помещении под трапезной, находился семейный некрополь Голицыных, где похоронены Сергей Федорович и Варвара Васильевна Голицыны, их сыновья: генерал-адъютант, сенатор, тайный советник Григорий Сергеевич (1780-1848), служивший в 1811-1816 гг. пензенским губернатором; камер-юнкер Павел Сергеевич (1788-1837) - бывший гвардейский ротмистр, моршанский уездный предводитель дворянства (1821-1827); флигель-адъютант Александра Первого, генерал-майор Сергей Сергеевич (1783-1833); егермейстер Федор Сергеевич (1781-1826), который после смерти отца унаследовал Зубриловку.
С внешней стороны у храма четыре мраморных креста с плитами, где имена Ольги Александровны, Марии Александровны, Александра Федоровича Прозоровских-Голицыных, а также младенца Бориса. Возле крестов остались две могучие лиственницы.
Храм стоит вблизи ограды парка у ворот, намечающих направление аллеи, ведущей ко дворцу. Пройдя мимо церкви и северного флигеля, аллея выводит на обширный прямоугольный партер перед домом, с трех сторон окруженный прилегающим парком. По другую от главного подъезда сторону в парке симметрично к церкви расположена колокольня. Она окружена тенистой зеленью и лишь верхний ярус ее звонницы с остроконечным шпилем возвышается над кронами деревьев. Предполагается, что колокольня находится в стороне от церкви по двум причинам: во-первых, здание церкви итальянского проекта не приспособлено для российских тяжелых колоколов, вторая причина - звонница расположена на самом высоком месте, звон оттуда был слышен на 25 верст вокруг.
Бассейн в глубине Зубриловского парка - совершенное чудо архитектуры и гидротехники 18 века. Бассейн предназначался для вечерних купаний. На закате выходили из дома и сворачивали в парк. Здесь от подножия колокольни начиналась аллея, долго и мирно тянувшаяся вдоль глубокого оврага, на дне которого бежал родник. Бассейн появлялся неожиданно. Застывшее зеркало водоема располагалось сбоку от аллеи на нижнем склоне оврага. Вымощенная чаша бассейна была устроена так, что от первой утренней зари до вечернего заката оказывалась освещена солнцем. За ночь бассейн наполнялся по керамическим трубам чистой родниковой водой, и к вечеру она становилась теплой. К бассейну примыкала вымощенная камнем площадка с мраморными скамьями.
Слава о богатстве и роскоши Зубриловки гремела далеко за пределами губернии. Хозяева радушно принимали всех. Устраивали пиры, балы и карнавалы. В 1805 году в Зубриловке была отмечена серебряная свадьба Сергея Федоровича и Варвары Васильевны Голицыных. Как пишет современник: "житье в Зубриловке...напоминало, как богатые и знатные баре живали в старину. Нет лишних прихотей, но всего вдоволь; стол изобильный, сытный и вкусный, прислуга многочисленная (600 дворовых), ворота настежь; соседи, мелкие дворяне, так и валят, но не обременяя собою,-предовольны, когда хозяин скажет им приветливых слова два-три".
Усадьба стала местом гостевания окрестных дворян и многих известных людей. Долгое время здесь жил баснописец И.А. Крылов, преподавший русский язык младшим сыновьям князя. Немало своих произведений Крылов написал под таинственным шепотом могучих дубов. В парке также сохранилось место, где рос дуб, посаженный Иваном Андреевичем. Но во время сильнейшей грозы он сгорел.
Заботились Голицыны не только о своем благополучии. Они построили больницу, родильный дом, ясли для крестьянских детей в Зубриловке. В память о муже, скончавшемся в 1810 году, Варвара Васильевна соорудила по другую сторону от храма каменную богадельню, проявляя заботу о содержащихся там убогих людях. Тяжело переживая кончину любимого супруга, княгиня переселилась в небольшой флигель, срубленный около Преображенской церкви, оставив дворец сыну.
После смерти Сергея Федоровича имение унаследовал его старший сын Федор Сергеевич Голицын, женатый на богатой наследнице старинного дворянского рода княгине Анне Александровне Прозоровской. Федор Сергеевич продолжил дело отца, значительно перестроив и расширив усадьбу. При Федоре Сергеевиче пополнилась и сформировалась замечательная коллекция художественных ценностей: фарфора, стекла, мрамора, бронзы, мебели, костюмов. Здесь можно было также увидеть бронзовую статую-вазу эпохи Возрождения, созданную одним из учеников Микеланджело.
В усадьбе был также домашний театр и оркестр из приглашенных музыкантов и специально обученных крестьянских детей.
К тому периоду относится появление в ансамбле усадьбы романтической башни-руины в "готическом" вкусе. Ее поставили на самом высоком месте на окраине парка. От подножия башни на крутом склоне оврага была пробита просека, в перспективе которой открывался вид на "Водоем", устроенный на противоположном склоне оврага.
После смерти Федора Сергеевича в 1826 году усадьбой владел некоторое время один из его младших сыновей Давид, по трагической кончине которого имение перешло к его брату, старшему сыну Федора Сергеевича - Александру Федоровичу (1810-1863). После его смерти - к его единственному сыну, князю Александру Александровичу Прозоровскому-Голицыну.
Имение стало постепенно приходить в упадок. Потомки основателя усадьбы уже не были столь могущественны, как их предок. и заботились лишь о поддержании дворцового комплекса "в рабочем состоянии".
Революционная смута 1905 года не обошла стороной и Зубриловку. Дворец был разгромлен и подожжен. Потребовалась всего одна ночь, чтобы полуторавековое великолепие полностью погибло. От дворца со всем его убранством остались только полуобгоревшие стены. К счастью, далеко не все дворцовые реликвии погибли в тот трагический год. Многие из них уцелели благодаря тому, что хозяева имения незадолго до разгрома вывезли их на выставку в Петербург или продали своим друзьям.
До 1917 года дворец так и не был восстановлен. Накануне революции последние владельцы усадьбы продали ее в казну, так что вскоре Зубриловка стала собственностью нового государства. В 1918 году сюда из Петербурга были присланы путиловские рабочие с семьями. Им достались все угодья Голицыных и пепелище дворца, который латался и ремонтировался все эти годы руками рабочих.
Средства для полного восстановления дворцового комплекса нашлись только в 30-е годы. Здесь разместился дом отдыха политработников, затем - во время войны- госпиталь, позже туберкулезный санаторий. Флигели были перестроены, на месте бывшей оранжереи соорудили больничные корпуса. Облик усадьбы изменился, но в целом она поддерживалась в хорошем состоянии.
В 70-е годы в подвалы дворца прорвались грунтовые воды. Санаторий срочно эвакуировался. Бывшая усадьба вновь запустела, и с тех пор до сегодняшнего дня она подвергается действию третьей стихии - бесхозяйственности.
Местонахождение усадьбы:
https://www.google.ru/maps/place/Усадьба+Голицыных-Прозоровских+"Зубрилово"/@52.3923232,43.3775293,1102m/data=!3m1!1e3!4m13!1m7!3m6!1s0x413f07d516548771:0x9fb898f69edd8e51!2z0JfRg9Cx0YDQuNC70L7QstC-LCDQn9C10L3Qt9C10L3RgdC60LDRjyDQvtCx0LsuLCA0NDI5MDY!3b1!8m2!3d52.3999023!4d43.3881318!3m4!1s0x413f07cdf0bc00ab:0x965547d8ac8f5e66!8m2!3d52.391635!4d43.3801067
0 Комментарии