Церковь Вознесения Господня, Скрябинский вознесенский женский монастырь (с. Пограничное Колышлейского района)

Церковь, находящаяся на реставрации, и полностью разрушенный монастырь находятся в селе Пограничное Колышлейского района.

Церковь Вознесения Господня в селе Пограничное Колышлейского района

Скрябинский вознесенский женский монастырь в селе Пограничное Колышлейского района

Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад Пензенский край, хорошо известен был Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь, располагавшийся на территории нынешнего Колышлейского района.
Монастырь был учрежден указом Священного Синода в апреле 1885 года и устроен в четырех верстах от села Скрябино Трескинской волости Сердобского уезда у реки Колышлей. Село это, которое также носило название Cаловка, Петровское, образовано было в первой четверти ХVIII века Петром Прохоровичем Скрябиным. С 1780 года оно входило в состав Сердобского уезда Саратовской губернии, с 1860-х находилось в Трескинской волости. После 1829 года селом владел Сергей Андреевич Салов (1793-1847), один из героев Отечественной войны, награжденный золотой шпагой с надписью "За храбрость". При отмене крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность у своего помещика Салова.
С 1885 года духовным центром села становится Вознесенский монастырь. Устроен он был по благословению епископа Павла (Вильчинского), с 1882 года управлявшего Саратовской епархией.
На постройку Вознесенской обители почетный гражданин Тамбова Андрей Михайлович Носов пожертвовал 100 000 руб. (в переводе на современные деньги эта сумма приблизительно равняется 60 млн. руб.) И он же пожертвовал участок земли в 2074 десятины, в составе которого было и 98 десятин леса. Столь щедрый дар Носов сделал сестре для открытия женского монастыря.
В 1891 году в монастыре построили каменную церковь в честь Вознесения Господня с двумя приделами - во имя преподобномученика Андрея Критского и в честь Успения Пресвятой Богородицы.. Церковь была летней, или холодной, - богослужения в ней совершались с праздника Святой Пасхи по 1 октября. При храме возвели отдельно стоящую колокольню (не сохранившуюся до наших дней). Монастырь был обнесен каменной оградой, вне его стен находились дома священнослужителей и странноприимный дом.
Квадратное в плане центрическое здание с пятигранными выступами на каждом фасаде - апсидой и тремя притворами с входными полуциркульными порталами. Каждый фасад его имеет щипцовое завершение, над средней частью возвышается восьмигранный барабан. Оконные проемы обрамляются наличниками с килевидными архивольтами. Декор дополняют: украшенный сухариками карниз, аркатурный пояс, играющий роль фриза, и профилированные ниши. Архитектура церкви относится к «русско-византийскому» стилю.
Первоначально монахини жили в деревянных избах, а в 1890-х годах были построены каменный двухэтажный жилой корпус, маслобойка, конюшни и деревянные дома для игуменьи и причта. В келейном корпусе был устроен храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
До наших дней дошли сведения о нескольких настоятельницах Вознесенского монастыря. В 1889 году монастырем руководила монахиня Арсения, присланная из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря (можно предположить, что она была первой настоятельницей обители), в 1898 году - монахиня Магдолина и в 1910 году - монахиня Cерафима.
С 1912 года обитель возглавляла игуменья Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м возведена была в сан игуменьи. Умелое управление обителью игуменьей Леонидой превратило монастырь в прекрасно поставленное хозяйство. Здесь имелось, в частности, 55 голов крупного рогатого скота, 60 лошадей, богадельня для призрения больных и неимущих. Монастырь был не только духовной, но и материальной опорой для местного населения.
На 1912 год в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре работала церковно-приходская школа с прекрасной библиотекой и приют для девочек.
С 1905 года в монастыре служил священник Федор Советов, окончивший Саратовскую православную духовную семинарию. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.
Одним из первых в Сердобском уезде, в марте 1919 года, происходило обследование Скрябинского монастыря. Дело было поручено члену Комиссии по отделению церкви от государства Щетинину, человеку, видимо, не совсем оторванному от православных корней. "Первой моей служебной остановкой, - пишет в докладе Щетинин, - был Скрябинский женский монастырь. Среди поля, около пруда, обсаженного чернолесьем, раскинулись строения монастыря, большая кирпичная без печей церковь, против нее колокольня, 2-этажный кирпичный главный корпус...". Уже в следующем году Скрябинский монастырь буквально растащили, а постройки заняли под нужды советского хозяйства, на территории монастыря разместился совхоз «Пограничный». Сестры потянулись из обители в родные села. Так в Трескино и соседних селениях стали появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молитвой, ходили на службы в еще открытые храмы.
В 20-30-е годы многие сестры обители были репрессированы и пострадали за веру во Христа.
В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма. С 2010 года Скрябинский Вознесенский женский монастырь возрождается. В октябре 2010 года по решению Владыки Вениамина монастырь стал подворьем Наровчатской Троице-Скановой обители. С января здесь вновь живут 5 сестер во главе с матушкой Варварой.
Информация взята со стенда у Вознесенского храма.





Местонахождение храма:

0 Комментарии