Усадьба Устинова (р.п. Беково Бековского района)




Усадьба Устинова в р.п. Беково Бековского района

ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ

"Основатель династии Устиновых, купец Михаил Адрианович (1755-1836) разбогател на взимании винных налогов в ряде городов Саратовской губернии. Отправляя в казну лишь половину собранной подати, состояние Устинова росло как на дрожжах. По оценкам современников к 19 веку оно равнялось 10 миллионам рублей. Эта колоссальная сумма была сравнима с бюджетом страны. За несколько лет из зажиточного купца он превратился в состоятельного человека имеющего обширные земельные угодья и винокуренные заводы в Саратовской, Пензенской и Владимирской губерниях. Выйдя на государственную службу в 1808 году, Михаил Адрианович решил обустроить родовое гнездо. Местом для этого было выбрано село Беково Балашовского уезда на севере Саратовской губернии. Понравившиеся земли чиновник приобрел у разорившейся помещицы Дурасовой.

 

БЕКОВСКИЙ «НЕБОСКРЁБ» 

Место для будущей усадьбы Устинов выбрал на берегу старицы Хопра. Первыми постройками в имении стали каменная Покровская церковь и 23-метровая четырехэтажная башня в модном готическом стиле. Ее возвели на фундаменте деревянного помещичьего дома. На три десятилетия это сооружение оставалось одним из самых высоких зданий Пензенской и Саратовской губерний. Посмотреть на «небоскреб» в Беково приезжали со всей округи. В 1815 году с двух сторон к башне были пристроены два корпуса.

Нужно отметить, что занятый государственными делами Устинов в обустроенном поместье никогда не жил и им долгое время руководил управляющий. В 1829 году имение было передано четвертому сыну Михаила Адриановича Адриану (1802-1883). Новый владелец решил здесь устроить загородную резиденцию и рьяно взялся за обустройство усадебного комплекса.

Первым делом сын задумал построить респектабельный дворец, куда бы не стыдно было пригласить именитых гостей. Для этой цели, сооруженный отцом угловатый замок явно не годился, так как на фоне роскошных зданий соседних Надежденского и Зубриловского имений казался более чем скромным… После возведения нового дворца в «готическом замке» поселились слуги.

В конце 1830-х годов строительство здания с боковым корпусом было завершено. Есть мнение, что за образец своего дворца хозяин усадьбы взял дом отца в Саратове (ныне областной краеведческий музей). В огромном здании было 90 комнат и апартаментов.

Большое внимание Адриан Михайлович уделил отделке и убранству интерьера. В бесчисленных комнатах им были собраны сотни картин, гобеленов, богатые коллекции фарфора и оружия. За обилие и величину зеркал в народе новый помещичий дом прозвали «зеркальным дворцом». От других новый особняк отличался наличием огромного подвала, где в дубовых бочках хранилось вино.

Страстью хозяина была дорогая мебель. Комнаты дворца украшала только изысканные кресла и диваны лучших российских и зарубежных мастеров. Такую мебель делали по особым «экологичным» технологиям. Неторопливый и основательный процесс растягивался на несколько лет. Достаточно сказать, что для консервации древесину обрабатывали специальным настоем из жучков и соединяли клеем приготовленным из плавников осетровых рыб! Немудрено, что такая мебель в первозданном виде служила своим хозяевам многие десятилетия.

Изюминкой дворца был шикарный атриум (внутренний двор) окруженный деревьями с густой кроной. Даже в зной здесь всегда было прохладно. Посредине двора был фонтан. Хозяин хотел создать в усадьбе каскад фонтанов и повторить величие Петергофа. Правда, этому амбициозному плану сбыться было не суждено. Когда Адриану Михайловичу сказали во что ему обойдется идея, он решил ограничиться малым…

Невдалеке от усадьбы был построен двухэтажный павильон (белая гостиная) для приезжающих на ежегодную осеннюю Покровскую ярмарку купцов. Забегая вперед скажем, что в ней, возможно, останавливался и Александр Пушкин.

 

НА ЗАТОНЕ

Украшением усадебного комплекса стало озеро Затон, образованное из старицы Хопра. От усадьбы к нему вела широкая лестница, остатки которой сохранились до сих пор. Есть мнение, что берег водоема когда-то был выложен мраморными плитами доставленными сюда невесть откуда. Так ли это на самом деле, сказать трудно. На берегу мрамор давно извлекли местные жители, а скрытые под водой и заросшие тиной плиты достать трудно.

Вдоль Затона были устроены аллеи для прогулок, лодочная пристань. Украшением пруда были белые и черные лебеди. До наших дней почти в первозданном виде чудом сохранился декоративный каменный мост — немой свидетель роскоши и былого величия усадьбы.

По моде того времени Адриан Михайлович завел традицию бросать в центре озера на память о пребывании в Беково серебряную монету. Сколько их там накопилось за столетие, сказать трудно. Известно лишь, что некий крестьянин Прохор после революции извлек «из омута усадебного» полтора ведра серебра...

 

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЙ

Адриан Михайлович слыл заядлым ботаником и развел в своем имении удивительную и богатую растительность. Здесь росло 13 пород сосен, три десятка лиственных деревьев, разные сорта груш, яблок и вишни. Также в парке росло большое количество сирени и почти 180 видов розовых кустов! По воспоминаниям современников выдержать интенсивное благоухание сотен кустов роз и сирени в безветренную погоду могли не все, и для многих гуляние по парку превращалось в серьезное испытание…

Парк был разбит на части тремя липовыми аллеями посыпанными белым песком. В нем размещались множество беседок и домиков. Среди них выделялся «кабинет уединенных размышлений» созданный в псевдоготическом стиле. К сожалению, ни одна из парковых беседок не сохранилась…

Чудом уцелел лишь «кабинет размышлений». Впрочем, от его первозданного облика почти ничего не осталось.

По ту сторону Затона по подобию куракинского парка в альпийском стиле была посажена дубовая роща.

Славилась усадьба и своей оранжереей. Страстью Адриана Михайловича были домашние цветы. Здесь он выращивал «для развода» прихотливые комнатные растения и тропические фрукты.

 

РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН

Как и отец Адриан Михайлович был рачительным человеком и не приветствовал в имении шумных увеселений. По воспоминаниям современников все его помыслы были направлены на развитие хозяйства, а не бездарное прожигание жизни. Тесной дружбы со своими соседями, известными кутилами Голицыными и Куракиными он не водил и в имении они бывали редко. Напротив частым гостем здесь был купец Макаров, чья усадьба находилась в версте от Устиновской. Сосед слыл просвещенным человеком и с Адрианом Михайловичем они легко находили общий язык.

Как и все помещики, Устинов активно занимался земледелием. На его бескрайних полях выращивалась рожь, просо, чечевица, овес и пшеница. Знающий толк в растениеводстве хозяин старался культивировать только высокопродуктивные сорта. На них он не скупился и часто покупал семена за границей. Кстати, для реализации отменных урожаев и была задумана ежегодная Покровская ярмарка. На Хопре была сооружена мельница, которая работала до 1952 года.

В животноводстве преобладало овцеводство и коневодство. Отчасти это объясняется тем, что до своей отставки Адриан Михайлович служил в Азиатском департаменте коллегии иностранных дел, и по службе ему часто приходилось бывать на юге империи.

Благодаря овцеводству в имении развилось кожевенное и шерстеваляльное производство. Тонкая работа здешних умельцев высоко ценилась не только в соседних губерниях, но и по всей России. Также здесь были винный и «металлический» заводики.

 

САНАТОРИЙ НА ГОРЕ

Красота и умиротворенность здешних мест вкупе с предприимчивостью владельца сослужили имению добрую службу. В 1877 году неподалеку от Затона на горе Шихан была открыта кумысолечебница. Принимая молочные ванны, в ней поправляли здоровье только обеспеченные люди. Среди них было много иностранных купцов. Они называли это место «Крымом Московии». Как и мануфактуры санаторий приносил владельцу имения солидный доход.

В начале 19 века всю социальную заботу о своих подданных государство возложило на владельцев имений. Взамен они получали льготное налогообложение и беспроцентные казенные ссуды на строительство. Помещики строили школы, больницы, публичные библиотеки. Не стал исключением и Устинов. В Беково на деньги помещика были сооружены многие социальные объекты. Большая часть этих зданий сохранилась до сих пор.

К 1870 году Беково стало крупным хозяйственным центром Балашовского уезда. Переправлять на баржах по Хопру товары стало неудобным, и в 1874 году Устинов обратился к царю с просьбой протянуть железнодорожную ветку из Вертуновки до Беково. Не дожидаясь разрешения, он приступил к строительству. К тому времени, когда пришла разрешительная грамота, дорога с изящным вокзалом уже полностью функционировала. Кстати, эта ветка протяженностью 13 верст, стала первой в стране построенной на деньги частного лица.

 

БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

В конце 19 века волна революционного движения захлестнула и Бековское имение. Внук Адриана Михайловича Алексей пошел по «красной дорожке» и стал одним из организаторов радикальной группировки «Лесные братья». Кстати, сын купца Макарова Константин тоже поддерживал марксистское учение.

В начале 20 века по уезду прокатились крестьянские бунты. Досталось и устиновской усадьбе. В 1908 году был разграблен и подожжен «Зеркальный дворец». В огне погибло все, что десятилетиями собирал Адриан Михайлович… К счастью, «готический замок» бунтовщики не тронули, так как в нем жили слуги.

Понимая, что страну ждут большие перемены, в 1913 году Устиновы эмигрировали из страны. Часть их имения, включая «готический замок» и кумысолечебницу приобрел купец Макаров. Хозяином имения он пробыл недолго, и после революции добровольно передал свое имущество советской власти.

Новые хозяева превратили барский дом в административное здание. Для строящегося в 30-х годах сахарного завода был разобран обгорелый остов «зеркального дворца» и покровская церковь. Во время войны в усадьбе располагался военный госпиталь, потом — офицерский дом отдыха. В 1976 году здание «готического дворца» передали под профсоюзный санаторий. А через двадцать лет здесь был открыт пансионат для ветеранов. В этом виде он существует и поныне.

 

ПОД ПОКРОВОМ ТАЙН…

Одна из главных тайн устиновского имения — бывал ли здесь Александр Пушкин?
— Я в этом нисколько не сомневаюсь, — говорит директор бековского краеведческого музея Елена Паршина. — Адриан Михайлович дружил с поэтом и часто приглашал в свои владения. 

Наиболее вероятное время приезда Пушкина в Беково 1833 год. В это время он вместе с Владимиром Далем путешествовал по местам пугачевского бунта и мог быть в усадьбе. К сожалению, прямых документальных доказательств этого визита нет. Судить о нем можно лишь по рисункам и наброскам Пушкина на страницах своего дневника. В них ясно угадываются черты барского дома и белой гостиной, где по преданию поэт остановился.

Еще одна загадка устиновского имения — наличие широкого подземного хода. По легенде, в подземном туннеле могла легко проехать запряженная тройка.
— Для чего это было нужно неизвестно, — продолжает Елена Валентиновна. — Возможно для скрытого выезда помещика из особняка во время крестьянских недовольств.

Туннель пока не найден. Косвенно о его наличии свидетельствуют лишь провалы земли, которые случаются недалеко от усадьбы. 

Также говорят, что в дальнем конце парка накануне крестьянского погрома Устиновы зарыли сундук с серебром и золотом. Найти клад пытались многие, но так пока и не смогли… 

 

КТО СОБЕРЁТ КАМНИ

В начале 70-х годов усадьбу посетил последний ее хозяин Константин Макаров. Он был горько разочарован тем, во что новая власть превратила имение. За несколько десятилетий парк пришел в запустение. Почти все ценные деревья были вырублены в годы войны на обогрев госпиталя. Многие постройки были либо разрушены, либо перестроены до неузнаваемости. Более-менее в первозданном виде сохранился лишь вид особняка. В общем, бывший купец уехал из имения в полном разочаровании…

Что касается потомков Устиновых, то в Беково они ни разу не были. Лишь однажды интерес к фамильному наследию предков проявил выдающийся английский актер Питер Устинов. Правда, сюда он так и не попал…

Несмотря на историческую значимость бековская усадьба не является памятником старины ни федерального, ни областного значения. С одной стороны это плохо, ведь его хозяева вольны перестраивать здание особняка как вздумается. С другой — хорошо. Не обремененные какими-либо обязательствами инвесторы быстрее согласятся взять комплекс под опеку и начать ее обустройство." (с) Анатолий Володин






Местонахождение усадьбы:

0 Комментарии