Усадьба Черкасское (с.Черкасское Пачелмского района)

Усадьба Черкасское в селе Черкасское Пачелмского района




Комплекс усадьбы находится в центральной части села, на южном склоне степной балки, на возвышенном плато над парком. Первым владельцем (сер. XVIII-го века) этих земель был князь А. А. Черкасский. На 1782 г. село числится за бригадиром А. А. Арсентьевым (Арсеньевым), женатым на дочери князя Черкасского. 
По экономическим примечаниям к генеральному межеванию (конец 1780-х гг.), в усадьбе имелись деревянные господский дом и церковь во имя св. кн. Александра Невского. Арсеньев в 1797 г. продал усадьбу Я. А. Охотникову. Четыре поколения этого рода владели усадьбой почти век (до 1893 г.) и именно с Охотниковыми связаны её формирование и расцвет. В 1811 г. владельцем числится П. Я. Охотников. На 1850 г. селом владеет его сын Н. П. Охотников  (1811-1864). Он в отставке с 1847 г. и, видимо, живёт в Черкасском постоянно.
На середину XIX в. Охотниковым принадлежало в Керенском уезде 14000 дес. земли, они входили в тройку самых богатых помещиков уезда и были одними из самых богатых помещиков губернии. Всего же Охотниковым принадлежало в разных губерниях более 127000 дес. земли. 
После смерти Н. П. Охотникова владельцем имения стал его сын Владимир (1847-1919). В 1893 г. Черкасское было продано барону С. Р. Штейгелю (1864-1905). В 1900 г. усадьбу у разорившегося барона покупает кадомский купец В. Ф. Андронов, его сыновья владеют ею до 1917 г. 
Видимо, строительство и сам замысел дворца-замка принадлежит В. Н. Охотникову. В Керенском уезде за ним числилось 4000 дес. земли. 
Кроме того, он владел конным, свеклосахарным, лесопильным, медеплавильным заводами, прииском, 3 домами в СПб, был сенатором в конце жизни. После окончания Александровского лицея (1866) жил в Черкасском, став его владельцем. Начал его обустраивать. 
В 1872 г. избран депутатом дворянства Керенского уезда, в 1873 г.– почётным мировым судьёй того же уезда, в 1875 г. – уездным предводителем дворянства. 
В 1876-1881 гг. (с перерывом на турецкую войну, в которой он участвовал в 1877-
1878 гг.) избирался губернским предводителем дворянства. Кавалер многочисленных орденов, в том числе Белого Орла, св. кн. Александра Невского и др. 
Благодаря богатству и родственным связям – его жена была дочерью Санкт-Петербургского предводителя дворянства кн. П. Н.Трубецкого – Владимир Николаевич имел возможность приглашать известных архитекторов для проектирования усадебных построек по своему вкусу. А уровень образования и положение в обществе позволяли ему быть в курсе модных направлений в области усадебного строительства, обустройства и комфорта. 
Строительство существующего дворца, как и всего усадебного комплекса, включая парк, началось во второй половине 1860-х годов. Видимо, к этому же времени относится и постройка здания волостного правления. 
По бытующим сведениям, дворец остался недостроенным. Видимо, имеется в виду внутренняя отделка или обстановка отдельных комнат (их было много). Ведь и сам Владимир Николаевич, и все последующие владельцы жили в этом дворце. Получение выгодной должности (с 1893 г. он уполномоченный по разработке и ведению казённой продажи питий в Самарской, Пермской, Уфимской и Оренбургской губерниях, а с 1896 г. – член Совета по делам казённой продажи питий) заставило его в 1893 г. продать имение в Пензенской губернии. 
Следующим владельцем замка-дворца, который тоже занимался его украшением, был барон С. Р. Штейнгель (1864-1905), богатый наследник известного промышленного инженера-строителя барона Р. В. Штейнгеля (1841-1892). Видимо, Черкасское приобретено на часть отцовского наследства, после его смерти.  
Архитектура замка сыграла здесь не последнюю роль. У отца Сергея Рудольфовича в Киеве имелся дом с парком, который называли «волшебным замком» за его рыцарско-средневековый облик. Опять-таки просвещённый вкус, богатство и привычка к комфорту позволили барону продолжить украшение замка в избранном предшествующим владельцем стиле. Есть свидетельство, что он привозил известного художника (имя его мы не знаем), «весьма оригинально расписавшего» печи в доме. 
Барон быстро разорился и в 1900 г. вынужден был продать Черкасское кадомскому купцу В. Ф. Андронову, вскоре умершему. Его сыновья Александр и Василий в это время расширяют в Пензенской губернии своё дело. Андроновы занимались пивоварением и вели крупную торговлю пивом, имели пивоваренные заводы в Пензе, поставляли пиво в соседние губернии.  
Владельцем усадьбы становится В. В.  Андронов. Считается, что при нём к 1902 г. дворец был окончательно отделан с полнейшим комфортом: телефон, электричество, водопровод, ванная, ватерклозет и проч. 
Во дворце множество прекрасно отделанных комнат, каминный зал. Всё это стоило громадных денег, учитывая, что железная дорога проходила в 30 верстах от Черкасского.
Андроновы вели открытый образ жизни, в доме часто бывали гости, устраивались концерты. В. В. Андронов в первое время постоянно жил в Черкасском. Затем на зимы стал уезжать с женой в Пензу. Он был последним владельцем Черкасского. О Василии Васильевиче сохранилась добрая память среди крестьян, которым он помогал. Он же, уезжая после 1917 г., просил не разорять дом, и крестьяне выполнили просьбу.

Дворец представляет собой усадебный дом нового типа: стилизованный под старинный замок и одновременно ренессансное палаццо, но со всем возможным комфортом проживания.
Дворец является уникальным для провинции на период 1860-х гг., одним из ранних в модерне образцов использования ренессансно-готических мотивов в объёмах, планировке, декоративной отделке.
Ко входу в главный дом через зеленый массив ведет подъездная аллея и диагональное пешее направление. Структура здания формируется из различных по форме, размерам и этажности частей.
В живописной композиции главного фасада доминирует двухэтажный трехоконный объем под вальмовой крышей, в ризалите которого под картушем располагается вход. К нему вплотную примыкает четырехъярусная прямоугольная башня («донжон») под вальмовой крышей, с разнообразными по формам окнами.
Западная часть, возвышающаяся на мощной платформе террасы, состоит из свободно скомпонованных помещений с высокими кровлями и мансардами. Обилие и разнообразие оштукатуренных архитектурных форм во втором этаже (рустованные углы, развитые карнизы, картуши, барочные окна мансард, рустованные наличники поэтажных окон) свидетельствуют о принадлежности здания к зарождающемуся тогда историзму, одному из направлений стилизаторского модерна.
Сохранился каминный зал (отремонтирован в 2000 г.), некоторые элементы отделки комнат. Одноэтажные, кирпичные, в основном рустованные службы входят в состав дома, занимая боковые крылья, образующие внутренний раскрытый к парку двор. После революции 1917 г. внутренняя часть дома была перепланирована.
В 1922 г. во дворце открылась школа, существующая до сих пор. Есть сведения, что при ремонте в 1950 г. были переделаны крыши двух башенок и демонтирован 12-метровый шпиль (на нём развевался флаг, когда хозяева  были дома).
Вокруг усадьбы располагались многочисленные постройки: кладовые, амбары, погреба, псарня, жилые дома для дворовых. Вероятно, по стилю они были одинаковыми с ныне сохранившимся зданием волостного правления – на другой стороне широкой улицы, в некотором отдалении от дворца.
Восточное крыло здания, выстроенное в середине XIX в., каменное, двухэтажное с двускатной крышей, ограниченное с запада брандмауэром со шпицем, выделено по высоте и имеет асимметричную композицию.
Большие стрельчатые окна второго этажа со своеобразным рисунком переплетов вносят романтический элемент в строгое, с лопатками на всю высоту построение фасада. Компактная западная пристройка появилась в конце XIX в.
Крупная угловая башенка с винтовой лестницей, перекрытая куполом, ряды арочных окон второго этажа с архивольтами, развитые карнизы – всё это продолжает «историческое» направление архитектуры усадебного комплекса.  

Парк площадью около 11 га раскинулся по южному высокому берегу живописного пруда. Был разбит при В. Н. Охотникове, в конце 1860-х годов. Поперечная ось дворца совпадает с одной из парковых осей. Он занимал южный склон балки, подходившей к р. Б. Буртас.
В настоящее время балка перегорожена плотиной и южная часть парка граничит с прудом Совхозным – бывшим Барским. Парк был распланирован на 16 квадратов, разделённых аллеями мелколистной липы (одна продольная, остальные поперечные). Росли огромная лиственница (погибла), сибирская, ель, сосна обыкновенная, клён остролистный, тополь-осокорь.
Внутренние пространства между аллеями засаживались декоративными кустарниками с солитерами (ель, сосна), здесь разводились цветники либо сажались фруктовые деревья. На юго-восточной границе сохранились сиреневые аллеи вдоль берега пруда. С запада парк обсажен елью. С восточной стороны находились оранжереи, телицы и водоём диаметром 10 м и глубиной более 1 м.
В центре его стоял чугунный медведь с трубкой во рту, из которой бил фонтан. Водоём заполнялся рыбой для барского стола. К парку примыкал Барский пруд, на берегу которого были лодки, раздевалки и всё необходимое для купания и отдыха. На Барском пруду был в центре островок. Парк интересен как один из примеров усадебного парка середины XIX в.

Женщина в Доме культуры подсказала нам, где также находится старое здание усадьбы. 



0 Комментарии